• Вс. Ноя 24th, 2024

Дерибасовская Нет

Новости Одессы, Одесса новости, Одесса сегодня

Усталость и раздражение: Как изменилась поддержка Украины со стороны поляков за 6 месяцев войны

Автор:Андрей Фридман

Авг 15, 2022

После начала Россией жестокой войны против Украины, среди первых стран, резко осудивших действия Москвы и выразивших готовность всеми силами оказывать нам поддержку, оказалась Польша. Официальная Варшава и по сей день продолжает активно придерживаться этой линии, чего нельзя сказать о самих поляках, которые за полгода просто устали от войны.

Активные боевые действия вынудили украинцев бежать из страны, и именно в Польшу хлынул основной поток беженцев. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, с 24 февраля Польша приняла более 5 млн украинцев (половину от общего числа). Все мы видели, как в первые дни войны поляки отнеслись к нашему горю словно к своему. Они толпами шли в центры помощи и отдавали чуть ли не последнее – жертвуя одежду, продукты, детские игрушки и размещая украинцев в своих домах. Реальный масштаб участия превзошел все ожидания, он оказался гигантским и трудносоизмеримым с чем-либо. Однако война затянулась, и у поляков начал угасать интерес ко всему происходящему в Украине, а вместе с тем расти раздражение и недовольство столь долговременным пребыванием «соседей» в своей стране.

Не последнюю роль в этом процессе сыграло правительство Польши. Целиком и полностью сосредоточившись на внешней политике, оно отодвинуло на второй план внутренние проблемы, как бы намекнув полякам – сейчас не до вас. Не сумев до конца оправиться от экономического кризиса, связанного с пандемией Covid-19, Польша, как и вся Европа, столкнулась с новой угрозой – топливно-энергетическим и продовольственным кризисами, которые были спровоцированы агрессией России, а также введением антироссийских санкций. Конечно, это неизбежно ударило по простым полякам. Рост цен, принятие непопулярных законов, недовольство правительством, которое отдавало приоритет украинцам, заставило поляков почувствовать себя людьми второго сорта в своей стране и привело к росту напряжения в обществе, вынудив некоторых даже совершить акт самосожжения.

Парковка только для украинцев

Раздражение начали вызывать пусть и мелкие, но все же инциденты с участием украинцев. Здесь можно вспомнить как украинская семья обносит магазин, драку у бара, в результате которой зарезали молодого парня, «замену» герба Варшавы на украинский манер – в цветах флага с трезубцем. Чуть ли не главным раздражителем стали богатые украинцы, которые приехали в Польшу на своих дорогущих машинах премиального класса и спорткарах.

Еще одной проблемой, играющей на чувствах поляков, является нежелание украинских беженцев работать. Министр по делам семьи, труда и социальной политики Польши Марлена Малонг отмечала, что даже несмотря на затяжной характер войны, большинство украинцев не спешат с трудоустройством – они предпочитают жить на пособия и накопленные средства, а также пользоваться льготами, которые им предоставила Варшава. И это не удивительно – довольно много случаев, когда украинцев не трудоустраивали официально и просто обманывали – на руки они получали денег намного меньше, чем им обещали работодатели. Ну и признаться, многие наши соотечественники до сих пор рассматривают Польшу только как «остановку» на пути в западные страны, где зарплата на порядок выше.

Именно такое потребительское отношение к стране, которая в столь трудное время без колебаний оказала нам поддержку, больше всего и возмущает поляков, а также подталкивает их относиться к нам как к цыганам. Как раз возмущение и запрос масс порождает отклик в политических кругах. В последнее время оппозиционные политические силы в Польше начинают критиковать руководство своей страны за столь «украинофильский» политический курс. Они призывают правящую партию «Право и справедливость» (Prawo i Sprawiedliwość, PiS) сконцентрироваться на национальных интересах, взяться за социальную политику, заняться проведением антикризисных мер и начать заботиться о собственном народе.

Некоторые политики настроены особенно жестко по отношению к украинским беженцам и Украине в целом. К примеру, партия «Конфедерация Короны Польской» (Konfederacja Korony Polskiej, KPP) представила свой политический проект «Остановим украинизацию Польши» против изменения этнического состава страны за счет украинцев. Лидеры партии критикуют системные решения правительства, которые, по их мнению, ставят конечной целью украинизацию Польши. KPP ставит под сомнение идею Варшавы о создании польско-украинской унии, предоставления избирательных прав украинцам, а также наделения их исключительными привилегиями, так как это несет явные признаки акции переселения, которая проводится не в интересах поляков и Польши.

Кроме того, польская оппозиция снова начинает поднимать вопрос Волынской трагедии, заявляя о нежелании Киева признавать геноцид в отношении поляков. В этом контексте достается и польскому правительству, которое обвиняют в замалчивании преступлений украинских националистов, что, как заявляют лидеры KPP, становится свидетельством бандеризации Польши.

Столь громкие заявления стали звучать после того, как экс-посол Украины в Германии Андрей Мельник в немецкой авторской программе Jung & Naiv заявил, что Степан Бандера был борцом за свободу и не имел отношения к массовым убийствам евреев и поляков. После его высказываний МИД Польши обвинил Мельника в фальсификации истории.

Совокупность всех этих негативных факторов и определяет отношение поляков к нам. Именно поэтому они, в том числе скептически относятся к наделению нас системными льготами.

Для того, чтобы хоть как-то затормозить стремительно падающую поддержку со стороны населения Польши, руководство Украины приняло решение уравнять в правах украинцев и поляков у себя в стране. Верховная Рада 28 июля проголосовала за законопроект №7550 об особых гарантиях и правах для граждан Польши на территории Украины, согласно которому поляки будут иметь те же права на трудоустройство, образование, осуществление хозяйственной деятельности, медицинское обслуживание, а также некоторые социальные выплаты, что и украинцы.

Однако это мало изменило отношение поляков как к Украине в целом, так и самим украинцам. Дело в том, что у них сложилось впечатление, будто мы праздно живем, в помощи никакой не нуждаемся, а «бегаем по миру с протянутой рукой» только чтобы обмануть доверчивых и сердобольных европейцев с целью личного обогащения. У них до сих пор лежат тяжелым грузом в душе воспоминания о массовом ввозе как частниками, так и продавцами через территорию Польши автомобилей, в то время как они нам собирали на байрактары. Справедливости ради стоит отметить, что с 24 февраля поляки из своего личного кармана выделили 10 миллиардов злотых на помощь нам, и на фоне транжирства украинцев они этого не забудут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *